недвижимостьЦИАН - база объявлений о продаже и аренде недвижимостиhttps://www.cian.ru/help/about/rules-legal/Город

Михаил Блинкин: «Мы обязательно придем к платным парковкам»

11 433 25
Михаил Блинкин: «Мы обязательно придем к платным парковкам»
О том, почему москвичам все-таки придется пересесть на общественный транспорт и почему весь паркинг должен стать платным, ЦИАН.Журнал побеседовал с директором Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаилом Блинкиным.

Простые подсчеты

— Михаил Яковлевич, выступая на одной из конференций, вы сказали, что Москва никогда не будет автомобильным городом. Почему?

— Это чрезвычайно просто. Едва ли не на самых первых занятиях даю студентам задачу: посчитать, сколько квадратных метров общедоступного асфальта (улиц, дорог, переулков, шоссе) приходится на один автомобиль, живущий в нашем городе. Для решения необходимы три параметра: плотность населения в Москве, число автомобилей на тысячу жителей и LAS (Land Allocated to Streets — отношение площади, занимаемой улично-дорожной сетью, к застроенной территории города). Что получается путем несложных подсчетов?

У нас на один автомобиль приходится не более 25 кв. м асфальта общего пользования. Если однажды все машины разом выедут на улицу, вся дорожная сеть Москвы превратится в один плоскостной паркинг — разъехаться будет невозможно.

Если у человека есть подземный гараж, то гараж занимает примерно 20 кв. м, а по московским нормам с учетом пространства общего пользования (чтобы машина выезжала и въезжала) на один автомобиль должно приходиться 35–40 кв. м. Если оценить, сколько у нас пространства в городе и сколько автомобилей, цифра получается гораздо меньше.

Почему? В Москве высокая плотность населения — порядка 100 человек на 1 га. Уровень автомобилизации по европейским меркам очень высокий — больше 400 авто на 1 тыс. жителей. Если принимать во внимание автомобили с немосковскими номерами, то еще больше.

Показатель LAS в Москве рекордно маленький. Среднеевропейская цифра — 25%. Среднеамериканская — 33–35%, в Москве — менее 9%. Мы сразу проигрываем всем городам мира.

Что с этим делать? Люди покупают автомобили — изменить это нереально. Плотность населения исторически сложилась. Москва, располагая бюджетом и разумным менеджментом, предприняла героические усилия, чтобы хоть как-то привести в порядок развязки на МКАД, вылетные магистрали.

Но даже если мы за ночь построим новую МКАД, у нас вместо 100 млн кв. м асфальта будет 104 млн кв. м, то есть изменения произойдут в третьем знаке после запятой. Можно горку снести бульдозером, засыпать овражек, канавку залить. Но изменить количество земли нельзя, поэтому Москва нынешнее количество автомобилей не выдерживает.

Приведу в пример очень понятную цифру. По данным Центра организации дорожного движения, одновременно в пределах МКАД крутится около полумиллиона автомобилей. При загрузке дорог в 600 тыс. машин столица еще способна ехать без многочасовых пробок.

В Москве более 4 млн автомобилей. Если на дороги выезжает одновременно более 600 тыс. авто, как бывает под Пасху или Новый год, начинается армагеддон.

Вот поэтому Москва никогда не будет автомобильным городом, и это чистая правда.

 Значит, нам всем придется пересесть на общественный транспорт?

— Это неизбежно. Москва делает максимум для того, чтобы люди передвигались без автомобиля. Наша программа развития метрополитена, городских железных дорог — самая крупная в Европе. Никто не говорит, что у человека надо отобрать автомобиль. Нужно просто потихоньку приучить москвичей, что автомобиль необходим только для поездок на дачу или для того, чтобы закупиться на неделю продуктами. Каждый день ездить на работу на машине, увы, не получится.

Психология автомобилистов первого поколения

— Несмотря на то что у нас в метро чисто, красиво и даже Wi-Fi есть, люди очень болезненно воспринимают идею отказаться от собственного авто. Как вы думаете, почему?

— У нас большинство автомобилистов являются автовладельцами первого поколения. Как показывают социологические опросы, для огромного числа людей, в первую очередь для молодых элегантных дам-автовладелиц, машина — свет в окошке. Как я, такая молодая, красивая, хорошо одетая, сяду в ваш метрополитен? Это психология автомобилистов первого поколения в чистом виде.

Массовая автомобилизация американских городов началась в 1908 году, там уже несколько поколений владеют автомобилями — сейчас американцы рассматривают машину как бытовой предмет. Такой же, как микроволновка. Да, она нужная и полезная, но ничего престижного или значимого в ней нет.

А владелец первого или второго поколения оценивает автомобиль совершенно по-другому. Для огромного числа людей, причем небогатых, это не только показатель престижа, но и определенное личное пространство, privacy.

Одна молодая москвичка, участвующая в социологическом опросе, рассказала следующее: «У меня очень маленькая съемная квартирка в удаленном районе. У меня очень скромная должность — на работе все кричат и топают ногами. Зато на первую же приличную зарплату я взяла автокредит и езжу на своей машине». И для нее это время — лучшее в сутках, потому ее privacy — в машине, где и приятные запахи, и музыка, и болтовня с подружками.

Если Америка вступила в автомобильную эру до Первой мировой войны, Европа — после Второй мировой, то в России это произошло только в 80–90-х годах прошлого века, то есть всего 30 лет назад.

Естественно, у нас другое отношение к автомобилю — так исторически сложилось. Через некоторое время и для нас автомобиль станет просто полезной вещью.

— То есть нам стоит переждать какое-то время?

— Да. Более того, это происходит довольно быстро, нам для этого не потребуется 100 лет. Я вижу, что у моих студентов уже другое отношение к автомобилю. Они мне объясняют, что поездка на Uber или «Яндекс.Такси» получается намного дешевле, чем моя поездка на автомобиле. Многие из них пользуются средствами микромобильности: самокатами, велосипедами, на которые я в жизни не сяду. Мои студенты прекрасно понимают: если автомобиль требуется только на пару дней, каршеринг гораздо дешевле и удобнее.

Нет парковки — нет автомобиля

— Сейчас в Москве на 1 тыс. человек приходится примерно 400 автомобилей. А каковы ваши прогнозы, например, на 2025 год?

— Если обратиться к мировому опыту, то города Европы давно прошли пик автомобилизации. В Милане в начале 90-х годов прошлого века было 700 автомобилей на 1 тыс. жителей — это абсолютно американская цифра. Сейчас в Милане — меньше 500 авто на тысячу жителей, а в ближайшие годы будет 300.

В Москве пока этот показатель только увеличивается довольно стабильным темпом, который зависит от уровня благосостояния населения. Есть экономический рост — люди покупают автомобили, ситуация похуже — покупают меньше. Когда у нас начнется этот перелом вниз, очень трудно прогнозировать.

Речь идет не об экономике или транспортной политике, а о человеческом поведении. Оно зависит от числа людей, которые считают, что на автомобиле лучше.

Осторожно прогнозирую, что после 2020 года пойдет откат от отметки 400 авто на 1000 человек. По крайней мере, тот факт, что машину некуда ставить, сегодня никого не сдерживает. В Москве в большей части города отрегулирована парковка, а вот резидентное хранение автомобилей совершенно не упорядочено.

Выхожу из своего дома и вижу, что везде: во дворе, в междомовом проезде, в межквартальном пространстве — стоят автомобили. Права на резидентное размещение пока является фикцией. Если в центре его следует получать, то ближе к окраинам автомобилист где находит место, там и ставит машину.

Меня «умиляет» московская привычка оставлять машины около мусоросборников. Или привычная картина, когда два колеса автомобиля стоят на пожарном проезде, два — на газоне.

Нам будет полезен опыт азиатских городов, которые по параметру LAS схожи с Москвой. Там очень популярным становится так называемый токийский формат: хочешь получить автомобиль — покажи представителю транспортной администрации города, что твоему автомобилю есть где ночевать. Нет такого места — нет автомобиля.

На автобусе — быстрее и удобнее

— Платные парковки в центре, зоны, свободные от машин, — это правильные шаги по сокращению пробок?

— Не просто правильные, а бесспорные, «по жизненным показателям», как говорят врачи. Если бы не ввели платную парковку, Москва уже стояла бы в смертельных многосуточных заторах, которые мы называем системными. Кстати, многосуточный затор — это не изобретение фантастов. В Париже такое явление наблюдалось в 1960-е. В новелле Хулио Кортасара «Южное шоссе» великолепно описана 36-часовая пробка между Римом и Неаполем, в которую попали герои.

— Людям легче отказаться от автомобилей для поездок на работу, если общественный транспорт будет работать качественно.

— Я старый автомобилист, по всему миру ездил на машине. Люблю это дело. Но на работу сегодня приехал на автобусе и на нем же вернусь домой — не потому, что разлюбил свой автомобиль. Более того, меня не беспокоит цена парковки: у меня как у директора института на минус четвертом этаже есть парковочное место. Но все равно удобнее и быстрее на автобусе.

— Не все автобусы ходят как часы…

— В этом вы правы. Наземный транспорт прошел грандиозную реформу и теперь на порядок лучше, чем еще несколько лет назад. Но есть куда совершенствоваться. Например, приходишь на остановку: на табло указано, что автобус придет через 2 мин. Ждешь. Внезапно табло гаснет, и на нем появляется информация, что твой автобус приедет через 22 мин.

В Москве хватает инфраструктуры, транспорта, но дефицит водителей. Я бы не сказал, что мало платят: зарплату водителям общественного транспорта подняли до очень пристойного уровня. Работа тяжелая, монотонная. Но есть еще второй резерв, который работает очень здорово как по цене, так и по времени доступа, — такси.

Жилье без машин

— Какие еще меры будут использовать для того, чтобы снизить в столице численность личного автотранспорта?

— Не сегодня-завтра придется вводить в Градостроительный кодекс и региональные нормы градостроительного проектирования так называемый венский формат. Он уже работает во многих странах Западной Европы и в Канаде, а нам надо было принимать его еще вчера. Это модель сar-free housing, сar-free development (жилья без автомобилей. — Прим. ред.).

Человек, покупая жилье (арендуя, получая в порядке реновации и прочее), подписывается, что живет в квартале, не предполагающем владение собственным автомобилем. Почему для нас это суперактуально? Парковочную проблему мы решим запросто, если на одного человека будет больше квадратных метров, чем необходимо автомобилю.

Вы знаете, сколько квадратных метров приходится на душу москвича?

— Двадцать?

— Правильно! А на «душу» автомобиля — 40 кв. м, то есть в два раза больше. Задача, когда автомобиль занимает вдвое больше места, чем житель города, неразрешима. Поэтому мы обязательно придем к подходу car-free development — так же, как к платным парковкам. Никуда от этого не деться.

Комментарии 24
Евгений Александрович11 ноября 2019, 16:24

эх.... человек-флюгер...дожил

Ответить
ID: 690008613 ноября 2019, 13:17

Никто не пишет, что кроме москвы нужно развивать и регионы. Чтобы можно было заработать и построить карьеру в Томске или Салехарде и не надо было переезжать. Никто не пишет про вынос сильно выросшей армии чиновников и госаппарата в отдельное место. За урал куда-нибудь. Минимум каждая двадцатая машина исчезнет. Получается в самой большой стране в мире крошечные квартирки по 10м2, негде запарковать машину и стоишь в пробках. Вдумайтесь в этот парадокс. Абсолютно искусственная проблема, направленная на разграбление населения и имитацию решений.

Ответить
Роман13 ноября 2019, 14:02

Полностью согласен, мне кажется это все лоббизизм застройщиков, конечно им выгоднее брать меньше земли, но таким же количеством квартир, гораздо выгоднее продавать квартиры по 10 метров по цене и говорить, что они идут в ногу со временем. Зачем ровняться на маленькую и нищую Европу? Им расширять города некуда, а у нас земли куча. Развивайте города, подстраивайте инфраструктуру. Запретить легче, чем решить проблему...

энн13 ноября 2019, 13:46

Какой ужос....конечно, самое простое: подпиши, что ты вообще "никто" и звать тебя "никак" и плевать, что тебе надо вывозить всю семью на дачу с кучей скарба, привозить тонны продуктов прокормить семью из 4х ртов, закупать время от времени ремонтные материалы и пр вещи для дома, некоторые работают "волка ноги кормят" и нужно объехать точки далеко друг от друга и не близко от метро...к тому же и развести что то, у некоторых семей инвалиды (дети, взрослые) и их надо вывозить на процедуры, воздухом подышать......НЕА...а начать с того, что запретить всю новую застройку делать бес подземных паркингов с мин кол-вом машиномест по кол-ву квартир...хотя бы...а лучше коэффициент 1,5 - это уже будет огромный плюс. И, конечно, развитие регионов и организация рабочих мест. Какого лешего вся Россия стремится в крупные города.....не от хорошей жизни, ученые вы наши....пора на пенсию таким ученым и управителям. Давно пора ввести возрастной ценз на Управленческие кадры с 35-60...далее пусть консультации дают, а думают молодые с более подвижными мозгами и опами

Ответить
Злата13 ноября 2019, 14:09

Я не согласна, что проблема искусственная. Это скорее последствия постоянной смены власти, а соответственно, все решения принимались с расчетом лет на 5-10 не больше. Вот и имеем то, что имеем. У нас власть три раза за сто лет поменялась. Люди к 50м только читать научились в большинстве. Авто действительно появились около 30 лет назад. И 30 лет назад никто вообще не подумал о размере геометрической прогрессии роста числа автомобилей. И без того было чем заняться (Чернобыль, развал союза, голод, разруха, разборки с ФРГ и падение стены,путчи 91 и 93 годов). О каких искусственных проблемах вы говорите??? В 90е авто еще редки-прерогатива бандитов всех мастей. И машины с их количеством и качеством дорог и парковок явно не стояли в списке проблем будущего в первых рядах. Вот нравится мне как у людей память отшибает... Всё более чем закономерно. Естественный и неуправляемый ход событий, потому что не до этого было в последние 30 лет.

Ответить
Svetlana Prokoffieva13 ноября 2019, 23:13

Какая "постоянная смена власти"? Государь на троне сидит двадцать лет уже, а его крёстный -- десять лет до того сидел.

fint Good13 ноября 2019, 15:26

Да, очень хочу платные парковки во дворах, платный въезд в центр. Автомобиль должен быть роскошью в городе. Сам езжу только по выходным за рулем в область. По москве только общественный транспорт - так гораздо удобнее.

Ответить
Олег Осколков13 ноября 2019, 21:49

Пока ездишь. Станешь инвалидом, как будешь ездить? Кто тебя будет возить? Социальное авто на госуслугах раз в год?

Svetlana Prokoffieva13 ноября 2019, 23:14

Желаю вам, персонально, -- платную парковку в вашем дворе.

Виктор13 ноября 2019, 15:46

Скорее бы уже платный въезд в Москву.

Ответить
Сергей13 ноября 2019, 18:50

А с тебя брать двойной тариф за выезд из Мск. или как стоянка в неположенном, сразу пятеру

ID: 649142913 ноября 2019, 15:47

Из статьи непонятно, почему Михаил Блинкин до сих пор не отказался от автомобиля. Вот все чиновники, которые нас хотят пересадить на общественный транспорт, который к слову, ходит очень так себе, особенно в выходные, почему они все не отказываются от личных и служебных авто?? Многие имеют даже не один, а несколько. Может они для начала на велосипеды пересядут?
Пробовал Михаил доехать с маленьким ребенком в поликлинику, которая в связи с реформой медицины перестала быть в шаговой доступности? Районная детская поликлиника в Москве разделена на 4 здания расстояние между которыми по 5-7 км и нет такого транспорта, который бы ходил между ними. Как всегда, реформаторы от народа далеки, варятся в собственном соку и ориентируются на студентов. Михаил, вот появятся у ваших студентов семьи и дети и они вам совсем другое будут говорить и UBER окажется не дешевле, особенно с водителем из Средней Азии.

Ответить
Aruse Hakamov13 ноября 2019, 17:02

Вы правы, к сожалению...

Svetlana Prokoffieva13 ноября 2019, 23:14

Золотые слова.

Nik Nikolaev15 ноября 2019, 0:31

Нас хотят пересадить на велосипеды и самокаты в любой сезон. Мы платим налоги на транспорт, скоро будем платить налоги на любые движущиеся повозки, а иначе где брать деньги в будущем на строительство дорог и развязок. У многих людей работа связана с автомобилем, как было сказано в одном комментарии на верху, им как быть? Почему на нас, как на кроликах ставят эксперименты? Потому что мы и есть они, безответные, бесправные, ручные. Мы можем обсуждать проблемы, возмущаться, создавать форумы, дискутировать, но даже пойти проголосовать ленимся. Ответ у большинства один: "всё равно ничего не изменится" Вот оно и не меняется.

ID: 690008615 ноября 2019, 19:00

Nik, дак власть запрещено уже вполне себе на уровне закона критиковать. По базам недвижимости закрывают доступ смердам чтобы не пялились на десятки квартир и прихваченного у города прочего имущества. Что-бы не делали в России, получается исключительно КПСС, с престарелыми правителями и застоем. Многое из того что сейчас очень напоминает что припоминаю в детстве. Тогда негативно отзываться было не принято. Интересно, мы дойдем до северной кореи или все вспыхнет внезапно как в Гонконге? Жизнь обычным людям становится все тяжелее, некоторые тарифы в городе на парковку явно заточены на депутатские доходы, никаких поблажек и скидок толком нет. Одна моя знакомая - инспектор роно центрального района, так им не выдали на личные машины разрешения на парковку. Хочешь ездить по школам на машине - плати за паркинг.

Dermidon13 ноября 2019, 16:36

Такими новостями нас готовят к тому, что скоро за воздух будем платить!
Готов присоединиться к любому организованному движению, которое остановит это безобразие!

Ответить
Елена13 ноября 2019, 18:24

Все так, присоединяюсь ко всем негативным отзывам. Еще хочется добавить про сам общественный транспорт, он тоде переполнен!, в час пик не протолкнуться, пробки в метро не хуже чем на машине, только без дополнительных плюсов в виде музыки и т п. А если ехать с ребёнком!? Не всегда уступают место, в этой мясорубке с ребенком( и потом автобус, хороший пример при 20 мин., а теперь представим что на улице -20, мы извините не в Милане живём!( отморозишь себе все, а в ответ- извините автобус сломался ю, добавим занесенные дороги, по кот не могут проехать автобусы или буксуют в гололед и т п.. присоединяюсь к мнению что нужно глобально- развивая регионы.

Ответить
Евгений Исаков

ПровереноЦИАН

Участник программы «‎Работаю честно»

Служба контроля качества регулярно проверяетобъявления данного агента
Узнать подробнее
13 ноября 2019, 23:07

Очень интересная статья. Я лично для себя увидел только одну точку зрения - точку зрения автора. Но, возможно, другие учёные и специалисты имеют другую точку зрения. Я, например, вижу решение в увеличении площади для автомобилей за счёт подземных тоннелей и двухэтажных магистралях ( под которыми можно и вдоль которых можно с лёгкостью разместить тысячи машин). Автор не приводит всех фактов про опыт зарубежных стран, поэтому может получиться неверная картина. В Японии (в Токио) была проблема с передвижением по городу, они решили её как раз за счёт многоуровневых магистралей (да потому что места недостаточно), многоуровневых развязок, грамотной организации дорожного движения (светофоры, реверсивное движение, подземные и надземные переходы). Да, там надо покупать место для парковки автомобиля, НО для стоянки недалеко от дома. И по отчётам блогеров о поездках в Японию, там рядом с домами существуют свободные места. И действительно, въезд в Москву на своём авто не всегда целесообразен. Ну тогда мне надо отыскивать свободное парковочное место, чтобы оставить своё авто и ехать на метро....Этот вопрос я решаю, но он отнимает время и создаёт ненужное напряжение. Надо обязательно прорабатывать вопрос о парковках рядом с метро (имеются в виду конечные станции).

Ответить
Svetlana Prokoffieva13 ноября 2019, 23:16

Это -- точка зрения капитала, застраивающего тридцатиэтажными человейниками Москву.

Алексей14 ноября 2019, 0:14

Это лукавство какое-то! А может быть перестанете застраивать и уплотнять Москву?
Уважаемый мистер Блинки, во-первых это не правда, что на автомобиль нужно 40 м2, необходимо всего 15 м2 парковочного места. Во-вторых, в европейских городах заранее и в первую очередь проектируют и строят именно подземные парковки, потом уже все остальное! И почему-то вы не говорите, что стоимость в эти подземных парковках намного доступнее, чем в Москве... Создается впечатление, что в который раз всех москвичей-автолюбителей готовят к очередной дойке, заявляя - "платный паркинг будет везде, это неизбежно", мол начинайте сживаться с мыслью о том, что грабеж продлится и не остановится. Вспомните как все начиналось, сначала обещали парковки только в пределах садового, сейчас уже далеко за МКАДом, потом обещали не поднимать стоимость более 40(60) руб/час., а в результате уже 380 руб/час, плюс как грибы растут платные парковки по воскресеньям и выделенные линии для общественного транспорта, которые запрещены для авто уже и по выходным дням и праздникам.. Да, сколько уже можно продолжать борзеть, грабить и самонадеянно решать за всех нас?

Ответить
Алекс Джи14 ноября 2019, 0:35

Также готов подписать любую петицию и присоединиться к любому движению против этого безобразия и грабежа! Демагогов "блинкиных" необходимо уволить за некомпетентность и лобби движения против автомобилистов, а нанять тех, кто прекратит уплотнять Москву и продумает проекты по строительству подземных паркингов, а также дорог/развязок до застроек кв.метрами коммерческой недвижимости.
Также необходимо ОБЯЗАТЬ отвечать и отчитываться перед, например, "народным фронтом" только лишь за каждое намерение потратить непрозрачно хотя бы рубль из московского бюджета без проведения тендеров или на нецелевое использование...
https://www.cian.ru/stati-28-trln-rub-neprozrachnyj-bjudzhet-moskvy-299852/

Ответить
не риэлтор14 ноября 2019, 9:37

как говорил генри форд, "честный газетчик продается только один раз". вот господин блинкин продался несколько лет назад, зато один раз и навсегда. сел на довольствие к одному эстонскому парню с фамилией на "л", и все нормально, жизнь удалась. а с собственной совестью всегда можно договориться. особенно когда в кармане шуршит кэш.
а по существу вопроса - "не растет бамбук в тамбове"(с). прежде, чем механически переносить опыт развитых стран на нашу почву, неплохо бы эту почву подготовить для того, чтобы на ней эти семена прижились. а то у нас 90% идей переносятся механически, без учета менталитета и национальных особенностей. ну и получается то, что получается. все помнят фразу покойного в.с.черномырдина.

Ответить
Михаил21 ноября 2019, 18:47

Думаю, как директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, Михаил Блинкин должен правильно оценивать транспортную и парковочную ситуацию в Москве, которая гораздо проще его сложных расчетов: прямо пропорциональная зависимость, чем больше жителей, тем больше автомобилей, и боюсь критическая точка уже наступила; поэтому, как чиновник, он должен бороться с неправильной политикой властей в области застройки Москвы, как он это пытался делать во времена Ю.М.Лужкова, а не создавать точку зрения, что во всем виноваты автомобилисты (забыл Блинкин, что автомобиль не роскошь, а средство передвижения), и в Москве им не место. Разум взял верх над жадностью, и власти остановились на отметке 380 р., хотя протестировали 500 р., а хотелось бы, думаю, 10000 р. за час парковки, но это уже для очень ограниченного контингента, а это уже социальный взрыв. И ещё Россия - не западная Европа и не Япония, и всю её в Москву переселить нельзя, не только парковок, кислорода не хватит.

Ответить
редакцияeditorial@cian.ru